Интернет-магазин Плеер.ру (pleerru) wrote,
Интернет-магазин Плеер.ру
pleerru

Забей себе голову, фотограф! Ну, хотя бы на бумажке запиши... Ч.1 (часть первая)

В предыдущем постинге нашего ЖЖ мы наглядно, практически в лабораторных условиях, подготовились к длительным фотопрогулкам в холодное время года на территории средней полосы нашей страны. Познали, так сказать, изнутри всю подноготную красивых снежных фотографий, заранее посочуствовали тем, кто не внял рекомендациям и на авось, в короткой юбчонке и колготках пошел искать себе морозных красот.

Нынче же имеем желание провести небольшой ликбез по системным камерам: затронуть особенности крепления оптики и аксессуаров, а так же их обширности и универсальности, пробежаться по форматам матриц, и упомянуть прочие нюансы, присущие той или иной системе или детали. Ну, с тем, чтобы можно было прочесть и что-то для себя решить.

Начнем с самого главного и сложного, а заодно повесим здесь сравнительную таблицу размеров фотосенсоров

Слева мы видим тот самый кроп-фактор: тот самый делитель, которым пользуются для перевода реального фокусного расстояния оптики в привычную "полнокадровую" систему  измерений. Просто многие фотографы привыкли к условностям и "портретник" у них должен иметь ФР около 85мм, "ширик" - 25мм, "штатнику" вынь да положь 50мм, а все, что длиннее 135мм - телевики, умеренные, обычные и супер.

Если не капризничать и признать для себя подобную условную систему обозначений, то даже не примеряя тот или иной объектив к своей камере или просто видя сводную таблицу с данными встроенного в мыльницу зума, можно визуально себе представить, как кадрирует или, скажем, "зумирует", "приближает-удаляет" означенная оптика.

Вот, например, разница угла поля зрения (или, как говорят, увеличения-уменьшения/приближения-удаления) трех объективов с разным фокусным расстоянием на снимках, сделанных одной и той же камерой с одного и того же места, то есть, фотограф никуда не уходил


А эта картинка иллюстрирует то, что получится, если сфотографировать одним и тем же объективом с одного и того же места, но камерами с разной площадью сенсора - полнокадровой и APS-C (разница в полтора раза, как видно из таблицы), Micro 4:3. Например, переставив 50мм объектив с Pentax K-1 на Sony Alpha, благо адаптеров навалом


Для пущей наглядности поместим изображение того, какую часть кадра "увидел" бы объектив с тем или иным фокусным расстоянием - настоящим или условным


Напомним, что мы называем условным, или эквивалентным фокусным расстоянием. Например, у нас есть типичная компакт-камера с длинным выезжающим зумом - Canon IXUS. Размер матрицы - типовой, 1/2.3 дюйма (6.18ммх4.55мм). Смотрим в таблице кроп-фактор этого размера - 5.62 - и находим полнокадровый эквивалент минимального фокусного расстояния (5мм) нашей мыльницы, умножая его на кроп-фактор - 28.5мм. Значит, два этих весьма отличающихся числом фокусных расстояния на двух разных камерах - нашем Canon IXUS и полнокадровым Pentax K-1 - дадут одинаковый угол изображения. Вот теперь можно рассматривать расположенную выше картинку с рамками и прикидывать, что мы хотим от мыльницы. Если мы вообще хотим ее саму.

Собственно, почему мы так цепляемся за этот Пентакс и везде его упоминаем? Это не реклама, а результат популярности системы Pentax в прошлом: именно ее резьбовое крепление м42, а позднее и байонет К, были взяты нашим красногорским заводом для советской зеркальной системы Зенит, а также использовались для своих 35мм систем множеством иностранных фирм: зеркали Fujica, Rikoh. Объективов с таким креплением в мире больше всех остальных вместе взятых, достаются они легко и недорого, а качество, как правило, весьма достойное.

Это уже к разговору об универсальности, который мы обещали в самом начале. Имея обширный и недорогой парк объективов с резьбой м42 или байонетом Pentax K, мы посредством адаптера можем оснастить любую системную камеру, включая беззеркалки вроде Nikon 1 или Sony NEX.
Выглядеть это может примерно так


Это "штатный" для Зенитов Гелиос-44, который для камер формата APS-C станет неплохим портретником. С ручной фокусировкой, разумеется.


Вообще, любая системная оптика через переходник может быть установлена на любую современную системную камеру. Другой вопрос - стоит ли загромождать фотосумку переходниками всех типов. Сменная оптика всех фирм с многолетней историей чаще всего насчитывает несколько десятков разных объективов, и иметь их все захочет разве что коллекционер; чаще всего достаточно трех-четырех самых ходовых плюс какой-нибудь экзотический...
фишай, например. То бишь "рыбий глаз" - сверхширокоугольный объектив, искажение перспективы которым используется как художественный прием


Отметим только, что, выбирая себе сторонние объективы и адаптер к ним, желательно остановиться на таком сочетании, где этому самому адаптеру не требуется собственная корректирующая линза: лишнее стекло за объективом скажется на изображении не в лучшую сторону.

Самые тонкие переходники на беззеркалки, скажем, и точно безлинзовые среди них есть - это переходники на резьбу м39, которая использовалась на дальномерных фотоаппаратах, как отечественных Зоркий и ФЭД, так и зарубежных, начиная с Leica и ее подражателей. Наша оптика также вполне качественна, недорога и доставабельна. Скажем, какой-нибудь тубусный "штатник" от камеры Зоркий будет смотреться экстравагантно на современной камере


А ежели не снабдить столь "зайцеловкий" (то есть, подверженный бликованию) объектив блендой, можно делать кадры а-ля Ретро безо всякого там инстаграма, как и поступил со своей беззеркалкой Саймон Хокеттс


Отдельного упоминания заслуживают вспышки. Здесь все просто: ни в коем случае не ставьте на современную цифровую камеру всякий винтаж! Ни СЭФ-3,


ни старый репортерский Metz


Разряд этих вспышек (иногда под киловольт) убьет вашу камеру и напугает вас до заикания, в лучшем случае. На подходящих нам блицах должно быть написано сокровенное слово Digital, либо в инструкции четко обозначено, что данная вспышка подходит для цифровой техники. Их достаточно: для установки в "горячий башмак" зеркалки они универсальны. Для беззеркалок - у каждой в перечне аксессуаров свои.

Для начального этапа сборки своей эксклюзивной фотосистемы этих сведений вполне достаточно. Стоит лишь выбрать основу - камеру, которая больше нравится. Походить с ней, поснимать с комплектным объективом, встроенной вспышкой. Понять, насколько нас устраивает то, что уже есть в коробке, стоит ли углубляться в познания, а если да, то что именно хотелось бы иметь и где это найти.
А когда владелец фотоаппарата знает, на что способна его система и как он лично может раскрыть ее особенности - только тогда можно полноправно смотреть сверху-вниз на всяких там фотографов и не ударить в грязь лицом перед коллегами, а не просто пускать пыль в глаза обывателя.

А то за козла-то можно и ответить...

Recent Posts from This Journal

  • Обзор роботов-пылесосов от Плеер.Ру!

    Техника для дома уже прочно вошла в жизнь каждой семьи. Ни одна женщина, имеющая в быту массу различных приспособлений для уборки и готовки, не…

  • Обзор лучших мультиварок от Плеер.Ру!

    Различная кухонная аппаратура уже прочно вошла в жизнь любого человека. Мультиваркой на кухне уже никого не удивить. Но тем, кто только выбирает…

  • Акция Плеер.Ру!!!

    Дорогие подписчики!!! Мы продлили конкурс до 1 апреля!!! На этот раз мы разыгрываем сразу 20 призов – сертификаты на сумму от 1000 до 10…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments